Как многое вкусное, красивое и полезное (фарфор, макароны, бумага, порох и фейерверки, зеленый чай, наконец) этот способ печати пришел к нам из Древнего Китая. Шелкографией (или шелкотрафаретной печатью) он называется вот почему: печатной формой служит не алюминиевая пластина (как в офсете), не гибкое полимерное клише (как в случае флексографии), а, грубо говоря, шелковое полотно, через которое при помощи специального приспособления (называемого смешным словом "ракель") изображение продавливается на бумагу, пленку, пластик, ткань, стекло, короче - любую запечатываемую поверхность. Однако, кажущаяся простота процесса весьма обманчива. Обратимся к профессионалам. Директор Рекламного бюро господина Кочека Александр Валерьевич рассказывает: "Некоторые клиенты, приходя к нам в офис чтобы заказать визитки, наклейки, другую печатную продукцию, услышав, что все это мы делаем методом шелкографии, сомневаются. В их понимании кроме как офсетом или "цифрой" ничего приличного не напечатаешь. Однако, увидев образцы именно нашей печати, они удивляются: "Как? Вот это в самом деле шелкография? Да неужели?" А все дело в том, что именно кажущаяся простота процесса и привлекает дилетантов и кустарей-одиночек, способных "скундёпать на коленке" простейший станок и печать на нем визитки дома на кухне или в гараже. В итоге такие "мастера" только компрометируют шелкографию как способ печати и отбивают у людей вкус к ней! Извините, но все это просто наболело!" Однако, если дело поставлено на профессиональную основу, то этим способом печати можно создавать шедевры. "Кстати, - продолжает Александр Валерьевич, - когда в Москве в начале 90-х годов проходила выставка работ Сальвадора Дали, на ней можно было приобрести множество репродукций формата А2 и А1, изготовленных именно методом шелкографии под руководством самого Мастера. Цены за репродукции начинались от 1300 долларов. Сейчас я могу смело утверждать, что работы от визитки до плаката формата А2 мы сами можем делать на столь же высоком качественном уровне. Все желающие могут придти к нам в офис и убедиться в этом". Господам дизайнерам, иллюстраторам и рекламистам просто необходимо знать некоторые тонкости процесса, чтобы извлекать из "шелкухи" (как любовно ее называют профессионалы) максимум. Ведь даже в эру цифровых технологий многое неподвластно ни офсетной, ни цифровой печати! К примеру, такая загадка: каким способом можно прилично напечатать сотню визиток на темно-синей бумаге "Плайк" плотностью 330 г/кв.м в 2 цвета - белый и бронзу? Если сами не знаете ответа на этот вопрос, позвоните по справочнику "Весь Нижний Новгород" в любой цифровой печатный салон, потом в офсетную типографию, а потом в Рекламное бюро господина Кочека. В двух первых местах Вам наверняка скажут, что этого сделать не могут, причем, если Вы по справочнику попадете в нормальные профессиональные фирмы на опытных менеджеров (а не на девочек, работающих четвертый день), то опытные менеджеры хоть цифровой, хоть офсетной типографии сразу посоветуют делать Вам такие визитки "шелкографией у Кочеков". Попробуйте, позвоните! Все увидите сами! Итак, для интересующихся продолжаем наш шелкотрафаретный ликбез. Упрощенно процесс можно представить как пьесу в четырех действиях, а вместо антрактов - лирические отступления для дизайнеров с рекомендациями по предпечатной подготовке.
Изготовление трафарета начинается с натяжки шелка на раму. Берется, а точнее, у специальных фирм-поставщиков покупается специальное шелковое (теперь уже искусственное, а не натуральное) полотно. Теперь это полотно (оно же “сито”) не китайское, а производится в Швейцарии, Германии, Италии или Японии (и стоит от 800 рубликов за квадратный метр). Под разные задачи сито имеет разную толщину этих самых шелковых нитей и разное расстояние между ними. Самое ходовое для печати визиток и другой продукции с мелкими текстами - 120/34. Для печати полноцветных наклеек (для размещения в метро, например) берется даже более высокономерное сито. Оно имеет, грубо говоря, очень-очень мелкие дырочки, которые позволяют пропечатывать изображения растровые и с мелкими деталями. А для печати по сумкам, ранцам, толстой спецодежде берут, наоборот, более низкономерное сито. Оно, в свою очередь, имеет большие дырочки, позволяющие наносить крупнозернистую кроющую краску толстым слоем на грубые ткани. Через высокономерное сито такая краска даже и не ляжет толком на сумочный крой! То есть, по-просту, не продавится через очень-очень мелкие дырочки, или продавится лишь частично. А через большие дырочки ляжет сочно и красиво! Отсюда – первое лирическое отступление: Дизайнер, делающий макет печати на спортивную сумку или конференц-портфель! НЕ МЕЛЬЧИ! Забудь о линиях толщиной менее 1 миллиметра! Используй размер шрифта не менее 14. Очень осторожно используй растр! О градиентных заливках - отдельный разговор! (В данном конкретном случае линиатура печати будет не офсетные 175 lpi, а всего лишь 60 lpi). Так вот, когда при помощи специального натяжного устройства сито равномерно натянуто на специальную фирменную алюминиевую раму, приклеено по ее периметру, клей высох, покрыт сверху защитным лаком – трафарет готов к использованию. На него в несколько слоев наносят эмульсию, просушивают, и теперь он ждет экспонирования. Но сначала второе отступление, а точнее - вынужденная остановка с рассказом про фотовывод. В отличие от принтера, сунув в который бумагу, вы сразу посылаете файл на печать и через несколько секунд имеете в руках лист бумаги формата А4 с распечаткой на нем двенадцати визиток, в случае шелкографии не все так просто! Как и для печати офсетом, сначала вы должны сделать фотовывод. Для особо продвинутых читателей, осведомленных о СТР-технологии и ехидно улыбающихся в данный момент скажу, что это тема отдельного разговора и она непременно будет затронута позже. Кстати, за рубежом уже разработаны системы CTS (Computer-to-Screen) для экспонирования печатных форм напрямую без использования фотовывода. Они пока не добрались даже до Москвы, а про Нижний всерьез тем более ничего говорить не стоит…
Так вот, для дизайнеров, макетирующих визитки и готовящих их к фотовыводу, поясним следующее: Линиатура растра – 90 lpi. При этом разрешение в dpi можно ставить и 1200, да хоть 2400! Растр менее 15% печатается с трудом. А после 90% может слиться в единую плашку (особенно, если печать будет производиться по немелованной бумаге, и чем рыхлее бумага, тем хуже для растра! И для рельефных бумаг с тиснением типа “верже”, “лен”, “ скорлупа ” давайте растр не использовать, плиз!) Градиентные заливки, тем более, пожалуйста, оставьте для web-дизайна! Разрешающая способность шелкографии не позволит пропечататься всем этим растровым заливкам и переливам столь же плавно и красиво, как в офсетной печати (или “цифре”, на худой конец). Ведь, как вы только что узнали, краска-то в случае шелкографии попадает на бумагу, продавливаясь через шелковую ткань, соотвественно, что-то при этом остается на ткани, забиваясь между ее волокнами (в ее дырочки, проще говоря)! Помните об этом, пожалуйста, и отрисовывайте логотипы в векторных программах, а не суйте их в визитки сразу после сканера в bmp или нарисовав в “PhotoShop”е (Вы будете смеяться, но бывает такое у нас регулярно!) Кстати, минимальную толщину линий в 0,2 мм (именно миллиметра, а не пункта) для фактурных бумаг (например, Nettuno) рекомендуем увеличивать до 0,3 мм, иначе из-за рельефа бумаги линия может стать прерывистой. А оно Вам надо? Если после этого Вы скажете: “Ну что за фигня эта шелкуха! Сплошные ограничения!”, я Вам возражу: когда стоит задача напечатать белой краской по очень темной бумаге, или же бумага имеет сложный рельеф (Nettuno Blue Navy, например), или полимерное покрытие (Tatyana), тут шелкографии просто нет равных! Если бумага слишком толстая для офсетного станка, или слишком рельефная для цифрового аппарата, кроме шелкографов никто Вам не поможет! В Рекламном Бюро господина Кочека Вам покажут образцы прозрачных пластиковых ценников, деревянных визиток, печати на оргстекле, на крое сумок и рюкзаков, на хлопковых футболках и нейлоновых куртках, на полиэтиленовых папках-уголках и пакетах, на ежедневниках из кожезаменителя и натуральной кожи… Ну какой еще способ печати может похвастаться такой же универсальностью? Попробуйте, засуньте в Ваш струйный или даже лазерный принтер полиэтиленовую папку-уголок? Или лист оргстекла в офсетный станок? А для шелкографии вопрос лишь в подборе красок и, если папок 100 штук, то они будут отпечатаны на ручном станке, если 2000 штук, то на полуавтоматическом. Причем для наладки станка хватит не 100 листов запечатываемого материала (как в случае офсета), а буквально 6-10. А это имеет очень большое значение при печати на дорогих коллекционных бумагах!
Конечно же, самые красивые вещи получаются именно на стыке технологий. Грамотный дизайнер, зная тонкости полиграфических процессов, не будет злоупотреблять радужными переливами градиентных заливок, а найдет путь, как лаконичными средствами дать максимально раскрыться разным способам печати и показать только их сильные стороны. Ведь ограничения есть и у офсета, и у цифровой печати, и у флексографии, и у тампопечати, и у шелкографии – надеемся, что наши публикации помогут умным дизайнераим взять от каждого способа печати по-максимуму и заставить их в сочетании друг с другом заиграть по-новому. А проконсультироваться по тонкостям печатных процессов и увидеть образцы продукции можно в Рекламном Бюро господина Кочека по адресу: Нижний Новгород, ул. Бекетова, дом 8, офис 8. (см. карту http://www.kocheki.ru/contact.html) Тел.: (831) 275-42-00, 413-72-17.